Информатика -продвинутый курс



         

СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ ТЕЛА С УЧЕТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕДЫ - часть 4


Однако даже получение результата в виде формулы не снимает проблемы представления его в виде, максимально доступном для понимания, чувственного восприятия, ибо мало кто может, имея формулу, в которой сопряжены логарифмы, степени, корни, синусы и тем более специальные функции, детально представить себе описываемый ею процесс -а именно это есть цель моделирования.

В достижении этой цели компьютер - незаменимый помощник. Независимо от того, какой будет процедура получения решения - аналитической или численной, -задумаемся об удобных способах представления результатов. Разумеется, колонки чисел, которых проще всего добиться от компьютера (что при табулировании формулы, найденной аналитически, что в результате численного решения дифференциального уравнения), необходимы; следует лишь решить, в какой форме и размерах они удобны для восприятия. Слишком много чисел в колонке быть не должно, их трудно будет воспринимать, поэтому шаг, с которым заполняется таблица, вообще говоря, гораздо больше шага, с которым решается дифференциальное уравнение в случае численного интегрирования, т.е. далеко не все значения v и S,

найденные компьютером, следует записывать в результирующую таблицу (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Зависимость перемещения и скорости падения «безпарашютиста» от времени (от 0 до 15 с)

t(c)

s(m)

v (м/с)

t(с)

S(м)

v (м/с)

0

0

0

8

200,1

35,6

1

4,8

9,6

9

235,9

36,0

2

18,7

17,9

10

272,1

36,3

3

40,1

24,4

11

308,5

36,4

4

66,9

28,9

12

345,0

36,5

5

97,4

31,9

13

381,5

36,6

6

130,3

33,8

14

418.1

36,6

7

164,7

35,0

15

454,7

36,6

Кроме таблицы необходимы графики зависимостей v(t) и S(t);

по ним хорошо видно, как меняются со временем скорость и перемещение, т.е. приходит качественное понимание процесса.

Еще один элемент наглядности может внести изображение падающего тела через равные промежутки времени.


Содержание  Назад  Вперед